Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

страх, 94 - 17 января 2010 23:22

Отредактировано:18.01.10 15:43
(3/4)
* Вопрос в том, как выработать в себе способность жить в неопределенном мире, не пытаясь делать его определенным. В школе мы пытаемся создать модель стабильного мира. Надо научиться жить в мире, таком, какой он есть. Не случайно в последние 5-10 лет самые интересные новации в педагогике связаны именно с этим. Это вариативное образование, которое пропагандирует Александр Асмолов (2001) и вероятностное образование, которое обосновывает и практически реализует Александр Лобок (2002). Оба подхода настраивают на то, чтобы не столько давать детям какой-то определенный объем знаний о том, как устроен мир, сколько помогать им выстраивать свою траекторию в условиях мира неопределенного, мира непредсказуемого. С одной стороны, мы можем влиять на мир, с другой стороны, мы не всегда можем влиять на мир. Психотерапевт Адам Блатнер говорил о том, что человек в своей жизни проходит две основных инициации. Одна из них, соответствующая подростковому кризису, — это осознание того, что в мире от нас кое-что зависит, мы в состоянии влиять на мир. Вторая инициация, которая по времени соответствует тому, что принято называть кризисом среднего возраста, — это осознание и интеграция того, что в этом мире от нас что-то не зависит, и что мы в мире что-то не можем. И то, и другое ставит перед нами достаточно сложные задачи.
* Мир неопределенен и мы ничего не можем сделать с этим. Будущее непредсказуемо. Поэтому вся наша жизнь оказывается риском. С одной стороны, мы должны планировать свои действия, ставить цели, с другой стороны, всегда существует расхождение между целями и результатами.
* Мы должны принять это расхождение как факт, смириться с ним, мы должны принять этот риск и согласиться с тем, что все, что мы планируем, может оказаться недостижимым. Тем не менее, это не означает, что надо перестать действовать, перестать жить. В этой жизни нет ничего достоверного и гарантированного, кроме смерти. Мы живем в неопределенном мире, и когда мы пытаемся сделать вид, создать себе зону определенности, что психологически понятно, мы стараемся максимально устранить эту непредсказуемость. Но, по мере того как мы это пытаемся делать, мы все больше искажаем картину реальности и нашего отношения к реальности. Потому что реальность все равно остается непредсказуемой, ее непредсказуемость абсолютна. Любое мое действие может привести не к тем последствиям, на которые я рассчитывал, и я должен принять ответственность за тот риск, который я предпринимаю. Я ставлю определенные цели и ожидаю, что мои действия приведут к определенным результатам, но мои цели и реальные результаты не тождественны. И я должен считаться с возможностью того, что мои действия приведут не только к тем, не совсем к тем, или совсем не к тем результатам, на которые я рассчитывал. Личная ответственность и заключается в том, чтобы действовать, понимая, что результат не гарантирован. Если у меня при этом нет тревоги, это означает, что я не готов к будущему. Я настолько прочно знаю, что будет, что изменения в будущем приведут к тому, что я не буду к ним готов. Слишком прочные ожидания приводят нас к тому, что мы оказываемся не готовы к будущему, мы ждем чего-то определенного, наше внимание связано с тем, чего мы ждем, и мы тем самым не замечаем чего-то иного. И оказываемся не готовы ко многим неожиданностям, когда мы слишком много ожидаем.
* Тревога конструктивна, она делает человека готовым к неожиданностям. Отсутствие тревоги — это неготовность к неожиданностям. Только благодаря тому, что я тревожусь, я вооружен. В каком-то смысле, тревога – это наш инструмент взаимодействия с нашим будущим, настройка на него. Как говорил Гераклит, если ты не ожидаешь неожиданного, то не познаешь сокровенного. Это и есть тот самый страх и риск, который в каком-то смысле является общим содержанием всей нашей жизни и одной из основных задач нашей жизни является интеграция этого страха и риска. И задача психологов заключается в интеграции этого страха и риска в философии жизни человека, другого пути нет.
* При этом переживание тревоги может быть как естественной реакцией на опасную ситуацию, так и чертой личности. В первом случае речь идет о так называемой реактивной тревоге - переживании, возникающем у любого человека при возникновении непредвиденных препятствий или в момент резкого изменения ситуации. Во втором случае, повышенная тревожность является устойчивой чертой характера. Это - личностная тревога. Тревожный человек волнуется и испытывает беспокойство в обстоятельствах, которые другие люди расценивают как несущественные и малозначительные. Как правило, повышенная тревожность поддерживается такими личностными чертами, как: неуверенность в себе, нерешительность и зависимость от мнения большинства. Вместе с тем, тревожные люди чрезвычайно ответственны и всячески стремятся выполнить принятые на себя обязательства. Они превосходно чувствуют настроение и эмоциональное состояние окружающих и зачастую очень добры. Личностно тревожные люди стараются не провоцировать и, по возможности, избегать конфликтов, поскольку в силу своей чувствительности переносят их очень болезненно.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.