[I][FONT=Times][COLOR=darkblue][SIZE=+2]О прощении
[FONT=Times][COLOR=red][SIZE=-1]«Как можно такое простить?» [COLOR=blue]- мой визави внешне напрягся и ждал ответа. Этот вопрос не был уникальным. Начиная с детства и фразы[COLOR=red] «я с тобой больше не дружу» [COLOR=blue]и заканчивая взрослым [COLOR=red]«да как ты мог! Я тебя больше видеть не хочу! Такое не прощают»[COLOR=blue], в нашем мире идея прощения часто сводится к тому, что[COLOR=red] «я стерплю то, что ты мне сделал, но теперь ты мне обязан»[COLOR=blue]. Наверное, это наилучший вариант решения проблемы, который мы можем наблюдать вокруг.
[COLOR=darkblue][FONT=Courier]В теории многие из нас согласны, что прощение – это прекрасная вещь. Когда мы смотрим фильмы, читаем книги, слышим чужие истории, нам кажется, вот простил (простила) бы, и все бы наладилось… ведь человек действительно раскаивается! Однако такое благородство быстро забывается, как только мы оказываемся в ситуации, где нам сделали больно и мы теперь стоим перед выбором: прощать или нет. Но даже это не самое сложное. Обычно, раскаяние обидчика побуждает нас его прощать, может мы и потреплем ему нервы, потянем волынку, дадим прочувствовать, ЧТО ОН (ОНА) СДЕЛАЛ(А)… но в конце концов, повинную голову меч не сечет, ведь так? (Хотя мы уже десять раз наказали «виновного» своим молчанием, высокомерием или отсрочиванием прощения!) Насколько сложнее проявить прощение и любовь к тому, кто и не думает признавать свою вину!
[FONT=Impact][COLOR=blue]Как и смирению, прощению невозможно научится вне Бога. Без высшего Судьи, мы становимся сами верховными судьями, и, по большому счету, творим суд без милости. В Библии есть очень интересный факт, когда Давид согрешил, Бог ему дал выбор, быть наказанным людьми или Богом, на что Давид ответил: «тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне». Научится прощать можно только у Бога. Это возможно только тогда, когда мы осознаем свою вину перед Ним и переживаем Его прощение. Давайте посмотрим на это в деталях…
[FONT=Arial][COLOR=darkblue]Думаю, что венец христианства – это любовь, выраженная в прощении. Оглядываясь вокруг, нельзя не прийти к выводу, что это одно из самых трудных и, кажется, недостижимых нравственных завоеваний. Мы все сражаемся за свои интересы с рвением и, иногда, яростью, на которую способны лишь убежденные в своей правоте люди. Мы не умеем быть «правыми», [COLOR=brown]правота в наших глазах становится добродетелью, которая возвышает нас над окружающими людьми, мы чувствуем себя объективным «мерилом» добра и зла, становимся судьями, которые вправе выносить наказание виновному, а также палачами, которые исполняют приговор.
[COLOR=darkblue]Очень интересно проследить то, как взаимодействовал [COLOR=red]Иисус[COLOR=darkblue] с окружающей Его культурой. Если мы постараемся окунуться в тот мир, то поймем, что Он [COLOR=red]находился в постоянном конфликте с «порядочными» людьми того времени. Он критиковал уважаемых людей того общества – книжников и фарисеев, которые составляли его духовную элиту. [SIZE=+2]Это все равно, если бы[COLOR=brown] Он начал критиковать интеллигенцию нашего времени.
[COLOR=blue][SIZE=-1]Я вспоминаю один рассказ Иисуса:[COLOR=darkblue] «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так:[COLOR=red] Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.[COLOR=darkblue] Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:[COLOR=red] Боже! будь милостив ко мне грешнику!»[COLOR=blue] Как часто мы считаем себя «не такими, как прочие люди»! [COLOR=darkblue]Мы не делаем этого, и того тоже не делаем, и так бы мы не поступили, и эдак бы не сделали – в нашей голове существуют целые списки подобных завуалированных самовосхвалений. Такой взгляд на себя является неотъемлемой частью каждого из нас. Он настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы его и не замечаем. Даже из этого уже можно понять, что суд, а не прощение является сердцевиной нашего взаимодействия с людьми (как близкими, так и далекими).[COLOR=red][SIZE=+1] Именно поэтому, Иисус осуждал «самоправедность праведников».
[FONT=Geneva][COLOR=darkblue][SIZE=-1]Прощать могут научится лишь те, кто осознал свою вину перед святым Богом, чувствуют, что они, так же как и все вокруг уличены в греховности перед Ним, что в Его глазах разница между «хорошими» и «плохими» людьми несущественна. Апостол Павел излагает эту мысль таким образом:[COLOR=red][SIZE=+1] «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь»[COLOR=darkblue][SIZE=-1]. Иисус однажды сказал: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень»[COLOR=blue] и это фразой Он усмирил [COLOR=red]«праведный» [COLOR=blue]гнев толпы, которая хотела побить камнями грешницу. В современном мире мы не бросаемся камнями друг в друга, но сколько боли мы наносим словами или молчанием, действиями или бездействием![COLOR=darkblue] Наши[COLOR=brown] «камни» [COLOR=darkblue]летят так же метко и ранят так же сильно, как и во времена жизни Иисуса. Наша [COLOR=brown]«правота» [COLOR=darkblue]не врачует, а уничтожает.
[COLOR=red][FONT=Times][SIZE=+1]Прощение: быть правым и в то же время отказаться от своих прав… Как это сложно, нелогично, и, кажется, неправильно. Такое действие во всей полноте произошло в истории человечества лишь однажды. Это действие – смерть Иисуса на кресте. Только благодаря Его любви, выраженной в великом прощении мы обретаем право быть с Богом, мы обретаем реальную возможность изменяться. Все это стало возможным только благодаря прощению, причем прощению, которое было оказано нам «когда мы были еще грешниками», т.е. врагами Бога, людьми