П. Зюскинд. “Парфюмер”.
Да! Это одно из поразивших мое сознание художественных произведений… Только совсем не гениальностью, увлекательностью, радикальностью взгляда и т.д. (придумайте, если хотите, по своему собственному вкусу). А тем, что в очередной раз проявило стадные повадки нашего общества, окрестившего его шедевром… И это при том, что мало кто может сказать, что именно, сошедшее с этих страниц, пришлось ему по душе...
Так ведь и нечему же...
Кроме всего прочего, хочу отметить, что большой дискомфорт при его прочтении доставило ощущение какой-то не целостности и противоречивости. Как в мелких деталях так и в общей идее…
Так, например, просто не укладывается в голове, как у человека, чьи представления (а, следовательно, и ценности) об окружающей его действительности выстроены исключительно языком запахов, могли вообще возникнуть образы (не говоря уже о фантазиях) касательно каких-то слуг, желания величия и прочего, о чем Гренуй бредил в пещере…
Или финальный эпизод, в котором автор описывает ошалевшую толпу. Долгое время у него получалось, причем очень даже хорошо, создать некий образ, используя всевозможные метафоры, сравнения, намеки и т.п., при этом не упоминая явно, о чем идет речь, давая тем самым возможность каждому воображению построить свою собственную картину происходящего... Так ведь нет же. Не помню, что именно, но возьми да и как ляпни…
Ну просто вспоминается анекдот про Ржевского:
..
...
- Вы знаете, это слово такое неприличное... Я вам лучше по буквам назову. Первая буква - это вторая буква в слове "ухо". Вторая буква - это первая буква в слове "ухо", а третья буква - это последняя буква в слове ...
Я не говорю, что книга плохая...
Просто хочу заметить, что Ржевского считают пошляком, а Зюскинда – талантом.