Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Аленушка, 58 - 21 ноября 2018 00:34

Отредактировано:21.11.18 00:35
Погоня за золотым зайцем
Знай Кит Уильямс заранее, что его книга-головоломка спровоцирует банкротства, травмы и психические расстройства, он бы, конечно, отказался от заказа. Но субботним утром 1976-го, когда в дверь Кита постучали, ничто не предвещало беды. Он открыл - и началась странная авантюра. С поиском золотого клада и созданием одной из худших компьютерных игр всех времён.
Летопись электронных развлечений знает немало катастрофических релизов. Но судьба головоломки Hareraiser затмевает даже легендарные фиаско масштаба E.T. или Daikatana. Два афериста склепали её в 1984 году с единственной целью: облапошить британских геймеров. Удивительнее, впрочем, другое: появлению электронной игры предшествовала игра реальная - охота за золотым сокровищем, которое в 80-х искали десятки тысяч человек по всей Англии. При чём здесь одарённый живописец и его новаторская книга-головоломка? Что ж, настало время удивительных историй.
I. Книга
Предложить художнику, пишущему портреты обнажённых девиц, проиллюстрировать детскую сказку? Столь странная мысль осенила книгоиздателя Тома Мэшлера в 1976 году, когда он посетил частную галерею в Лондоне. Там выставлялись работы Кита Уильямса - малоизвестного самоучки из английской глубинки. Пасторальные полотна с нагими красотками сразу очаровали Мэшлера. Ему как раз требовался оформитель для покорения рынка детской литературы. Почему бы не съездить в гости к талантливому Уильямсу? Субботним утром издатель сел в авто и двинул на запад от Лондона, в графство Глостершир - тихое и сонное местечко с бескрайними зелёными холмами, лугами и дубравами
Разговор столичного бизнесмена с провинциальным самородком не задался. Кит, живущий с возлюбленной в старинном - 200-летнем - каменном домике на краю леса, не собирался рисовать картинки для школьников. Чудаковатый бородач застенчиво пояснил, что не гонится за богатством, творит по велению сердца, а не кошелька. "Жаль, что отказываетесь от сотрудничества, - посетовал перед уходом Том Мэшлер. - Вы могли придумать очень необычную детскую книгу. Могли очаровать весь мир. Впрочем, уже неважно".
Но слова, обронённые лондонским коммерсантом, всё же запали в душу 30-летнего затворника из Глостершира. Конечно, на сказку ему было плевать. Зато идея иллюстраций, от которых не отвести глаз, будоражила.
Хотелось создать идеальный арт-объект - чтобы люди разглядывали, и разглядывали, и разглядывали его творения. День за днём. Как добиться гипнотического эффекта?
Ответ подсказало хобби Уильямса, любившего не только водить кистью по холсту, но и мастерить занятные безделицы вроде шкатулок-головоломок. Нужно, догадался Кит, превратить рассматривание картинок в увлекательную игру. В охоту за реальным кладом, координаты которого будут зашифрованы на страницах. О каком призе пойдёт речь? Да хотя бы о золотом кулоне в виде животного.
Необычная задумка понравилась Мэшлеру. Он одобрил проект с одним условием: никакой наготы и фривольных тем. Дело было за малым - позаботиться о 15 изображениях-ребусах и продумать пазл. Так возникла идея о зайце Джеке, который должен был вручить Луне подарок от её возлюбленного, Солнца, но обронил кулон где-то по пути. Повесть "Маскарад" Кит писал и оформлял три года. И ещё месяц потратил на изготовление 18-каратной золотой подвески, инкрустированной драгоценными камнями. Амулет художник поместил в керамический сосуд и залил воском, чтобы его нельзя было обнаружить металлоискателями.
Кит Уильямс и Бэмбер Гаскойн едут закапывать клад, 1979
Оставалось лишь закопать сокровище в секретном месте, на которое указывали ключевые фразы истории о Джеке. Это случилось августовской ночью 1979 года. Уильямс вместе с популярным телеведущим и писателем Бэмбером Гаскойном - гарантом честной игры - зарыли приз "где-то в Британии". В сентябре 79-го "Маскарад" попал на полки магазинов. За считанные дни стал национальным бестселлером и - погрузил в кладоискательское безумие весь Туманный Альбион.
II. Охота
Сотни тысяч человек ринулись в погоню за золотым талисманом: одни морщили лбы над сказкой-пазлом дома, другие хватали лопаты и ехали на природу, руководствуясь смутными догадками и нелепыми теориями о координатах приза. Бродили по всей стране, перекапывая парки, сады и поля. Школьники с учителями, семейные пары, группы друзей, одинокие чудаки - все жаждали заполучить подвеску с топазами и рубинами, оценённую в 5000 фунтов (примерно f25 000 с учётом инфляции).
Хлынули на британские острова и туристы со всего мира, благо книгу-игру вскоре выпустили на 8 языках, а суммарный тираж за пару лет превысил 1,5 миллиона экземпляров.
В Штатах интерес к зайцу Джеку был столь огромным, что авиакомпания Laker Airways наладила "маскарадные тур
Многих подкупала кажущаяся простота задачи. Уильямс подчёркивал, что "распутать всё под силу даже 10-летнему ребёнку, главное - внимательно рассмотреть 15 иллюстраций". Однако кладоискатели рождали одну ложную гипотезу за другой, сверля взглядом туманные фразы и слова, которые обрамляли картины "Маскарада". Одним чудились отсылки к Библии; другие, завидев астрологическую символику, зарывались в средневековые трактаты; третьи выводили связь между цифрами на картинках с широтой и долготой карты Англии.
Для некоторых игры разума заканчивались потерей работы, распадом семей, травмами или разорением. Куда там фанатам Pokemon Go! Один немец вложил все сбережения и продал дом, чтобы профинансировать безрезультатную поездку. Другой чудак, швейцарец, в погоне за медальоном попал на побережье и едва не утонул, карабкаясь по утёсу во время прилива.
Продолжение в комментариях
Добавить комментарий Комментарии: 3
Аленушка
Аленушка , 58 лет21 ноября 2018 00:37
Американец Ричард Дэйл вообще загремел в дурдом: ему везде мерещились тайные знаки, оставленные Уильямсом, что и привело к госпитализации. Месяцами мир пытался распутать головоломку, но - тщетно. Все шли по ложному пути.
У Кита тоже возникло ощущение, что из-за литературного бестселлера его жизнь свернула не туда. Да, поначалу рыжебородый художник охотно раздавал интервью, хихикал на ток-шоу BBC и эпатировал публику изумрудно-зелёными костюмами. Но радость быстро сменилась отчаянием. Как писать картины, если ежедневно нужно читать по 100-200 писем? Ведь в любой записке мог оказаться верный ответ. Тихой жизни в глубинке настал конец: телефон трезвонил целый день, в дверь стучались безумцы, готовые среди ночи поделиться "самой правильной версией".
Осенью 1980-го, на первую годовщину "Маскарада", народная истерия возросла в разы. Кладоискатели и пресса начали задавать неудобные вопросы. Действительно ли есть логичная разгадка? Или дело в банальном мошенничестве и желании нажиться на торговле книгами? Сложно было поверить, что сотни тысяч людей не сумели за 12 месяцев обнаружить золотой амулет. Чтобы разрядить обстановку, Мэшлер предложил Уильямсу опубликовать подсказку в газете The Sunday Times. Она и помогла двум англичанам приблизиться к верному решению.
III. Разгадка
Джон Руссо и Майк Баркер, учителя физики из графства Ланкашир, познакомились с "Маскарадом" случайно, 31 декабря 1980-го. Отмечали Новый год двумя семьями и заметили, что дети увлечены какой-то книжкой. Джон решил помочь дочерям и неожиданно сам заинтересовался головоломкой. "Майк, - заявил он приятелю, - мы расколем этот крепкий орешек! Задачка как раз для головастых физиков". Но с какой зацепки начать?
Однажды вечером Руссо, привычно листая сказку-игру, задержал взгляд на иллюстрации № 12. Исаак Ньютон в берете. Берет. голова. Berret. Head. Намёк на мыс Берри-Хед? Ну конечно! Нужно срочно ехать. Догадка привела семью Руссо в графство Девоншир. Ночью. Оставив маленькую дочурку в машине, мама и папа ошалело бродили по окрестностям Берри-Хед с металлоискателем. Под утро прибор многозначительно запищал, Джон бросился рыть землю, под лопатой что-то скрипнуло... ну что же там? Металл! Но. просто сплющенные жестянки.
Ночное фиаско преподало хороший урок: тщательно проверять каждую гипотезу, а не мчать сразу на раскопки. После этого случая Руссо и Баркер действовали осторожно, месяц за месяцем нащупывая методику.
Отбросив десятки тупиковых теорий, напарники твёрдо уверились в одном. Ключ к сокровищу - во фразах, обрамлявших картины.
На это наталкивали и целых три вида букв (серые, красные, серые с засечками), и странные отступы между ними. Некоторые слова были сжатыми, другие - растянутыми на всю страницу. Словно автор хотел, чтобы тот, кто ищет конкретные буквы-ключи, не промахнулся. Как отыскать нужные? Приятели предположили: на символы должны указать линии, прочерченные под определённым углом. Вот только откуда и куда их проводить?
Помогла подсказка, напечатанная в газете The Sunday Times в декабре 1980-го. На автопортрете Уильямс, окружённый животными, держал лист с загадочными письменами. Физики, складывая газету под разными углами и рассматривая текст в зеркале, прочитали послание Кита. Там говорилось что-то о "четырёх мужчинах из двадцати" и "о самом длинном и самом толстом". Руссо и Баркер правильно сообразили, что речь о пальцах рук и ног - четырёх из 20. Но что делать с этими конечностями?
Друзья обратили внимание ещё на одну деталь: глаза Уильямса на рисунке смотрели в разные стороны. Наверное, это намёк. Указание, что линии в "Маскараде" надо вести от глаз персонажей к буквам. Однако гипотеза - пускай и верная - не приближала к разгадке. Для проведения каждой линии требовались две опорные точки. Глаз и. что же ещё?
IV. Ключи
Ответ нашёлся благодаря сопоставлению пары иллюстраций. Фартук леди Пенни-Покет интриговал не только повторяющимся узором четырёх цветов, но и магическим квадратом. Таблицей 4x4, составленной так, что сумма чисел в каждой строке, столбце или диагонали одинакова.
Обнаружив верный цветовой код, легко сопоставить кольца на руках Ньютона с конечностями марионетки-мальчика. Красный - средний палец левой руки марионетки. Жёлтый - большой палец левой ноги. Зелёный - средний палец правой руки. Синий - большой палец правой ноги
Такой же магический квадрат обнаружился на картине с Исааком Ньютоном, правда, заполненный буквами. Не говоря о кольцах на пальцах великого учёного, раскрашенных снова в те же четыре цвета. Сопоставив оба квадрата, Руссо и Баркер выявили повторяющийся цветовой код: красный (1), жёлтый (2), зелёный (3), синий (4)... И что, чёрт возьми, со всем этим делать?
Напарники вспомнили о пальцах из подсказки The Sunday Times и поняли: они на верном пути. Ведь Исаак Ньютон на рисунке управлял двумя марионетками, причём их конечности или глаза соединялись нитями как раз с цветными кольцами. Например, красному соответствовал средний палец левой руки, а жёлтому - большой палец левой ноги. "Самый длинный" и "самый толстый". Эта закономерность, в свою очередь, натолкнула кладоискателей на безумнейшую идею.А что, если на каждой иллюстрации прочертить линии из глаз персонажей к их конечностям? От левого глаза к левой руке, от правого глаза к правой руке. И так - для всех существ на полотнах.
Методика сработала: линии указали на буквы-ключи. Например, на полотне с зайцем, девочкой и мышью, обнаружилось секретное слово buried ("закопано"). А все 15 иллюстраций дали финальную фразу:
Catherine's / Long finger / Over / Shadows / Earth / Buried / Yellow / Amulet / Midday / Points / The / Hour / In / Light of equinox / Look you.
Продолжение в комментариях к комментарию)
Показать ответы (3)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.