Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Радик, 36 - 4 ноября 2012 21:55

Все
Банки портят кредитную историю каждому тысячному клиенту
Чтобы исправить ситуацию, можно обязать бюро выдавать выписки бесплатно неограниченное количество раз, а также ввести ответственность банкиров за порчу истории
Банки портят кредитную историю каждому тысячному клиенту

Фото: Сергей Шахиджанян

Кредитные истории 0,1% всех заемщиков испорчены по вине банков, говорится в исследовании Объединенного кредитного бюро (есть у «Известий»). Такое исследование было проведено впервые. Проблема стоит весьма остро, ведь речь идет о нескольких десятках тысяч людей, которые не по собственной вине подмочили кредитную репутацию — и лишились шансов получить новую ссуду. В Обществе защиты прав потребителей считают, что нужно вносить поправки в закон «О кредитных историях», по которым те должны предоставляться клиентам бесплатно по каждому требованию (сейчас это можно сделать лишь раз в год). Эта информация поможет оценить шансы на получение ссуды и при необходимости доказательно скорректировать кредитное досье.

Кредитная история (КИ) по сути является финансовым паспортом заемщика. В ней отражается информация о том, какие ссуды брал клиент, на какой срок, насколько исправно их погашал и погашает, допускались ли просрочки, все ли долги ликвидированы. КИ хранятся в бюро кредитных историй (БКИ), их на российском рынке 32. При принятии решения о выдаче кредита банки анализируют истории клиентов, запрашивая соответствующие данные в БКИ. Тревожным сигналом для банков может стать информация в КИ о том, что заемщик допускал просрочки в выплате кредитов ранее или вовсе не погашал их. В подобных случаях клиент, скорее всего, получит отказ.

А заемщики-то и не знают

Однако плохая кредитная история — не всегда вина клиента. По оценкам Объединенного кредитного бюро, некоторым заемщикам негативные кредитные истории создают сами банки. По закону «О кредитных историях» они должны направлять в бюро информацию о текущих платежах по займам, а также фиксировать их погашение. Но часто кредитные организации забывают сделать это. Итог — на заемщике висит кредит, который тот уже погасил. И ничего не подозревающий клиент, который обратился в банк за предоставлением новой ссуды, может получить отказ по причине сокрытия якобы действующего кредита. Просрочка по оплате ссуды более чем на 30 дней автоматически переводит ее в разряд «негативных», а заемщика — в группу «недобросовестных». В таком случае дорога в приличный банк этому человеку навсегда закрыта.

— На начало октября в базе ОКБ 83 млн кредитных историй, — комментирует замгендиректора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников. — Даже 0,1% банковских ошибок — это 83 тыс. подпорченных репутаций. При этом граждане не привыкли регулярно проверять свои кредитные истории (заемщики имеют право получить КИ один раз в год бесплатно и неограниченное количество раз за плату. — «Известия») и узнают о невнесении информации, когда возникают существенные проблемы: ипотека, крупная покупка.

Чаще всего на форумах клиенты обвиняют в порче КИ Юникредитбанк, Росбанк, «Ренессанс кредит», ВТБ24 и «Связной». Примеры приводятся самые разные. Так, Юникредитбанк не обновил в бюро информацию о погашении автокредита в размере $16 тыс., выданного 30 июня 2006 года. В результате клиент не смог получить ссуду в течение последующих полутора лет, а также в 2009 году, когда ему срочно понадобились средства.

Больше бесплатных выписок

В Обществе защиты прав потребителей считают, что причиной вышеперечисленных бед заемщиков является то, что КИ предоставляется бесплатно только один раз в год. По словам юриста ОЗПП Олега Фролова, необходимо ввести практику, когда выписки будут давать гражданам бесплатно по требованию неограниченное количество раз, и закрепить ее на законодательном уровне. По словам Фролова, ОЗПП готовит соответствующие поправки в закон «О кредитных историях» и будет продвигать их в Думу.

— Проблема актуальна, несколько десятков тысяч человек — уже не шутки, — сетует Олег Фролов. — Граждане должны знать, какую именно информацию банки рассматривают при принятии решения о выдаче ссуды — с тем, чтобы оценить свои шансы.

Скорее всего, ошибок, возникающих из-за халатности сотрудников банков, значительно больше, однако они просто не выявляются из-за почти полного отсутствия обратной связи с субъектами кредитной истории, то есть заемщиками, уверен начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.



Как переписать историю

Сейчас для исправления подмоченной кредитной репутации необходимо обращаться в банк, из-за которого возникли проблемы. Если банк признает свою ошибку, он самостоятельно направляет запрос в БКИ на изменение информации и восстановление кредитной истории клиента. В БКИ информация обновляется, как правило, в течение нескольких дней. Как только банк увидит, что информация изменилась, он официально уведомляет клиента о том, что его кредитная история чиста. Если кредитная организация будет проявлять несговорчивость, это может стать поводом для обращения в суд.


Источник
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.