Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Радик, 36 - 25 июня 2012 21:18

Все
История Чайки на примере машины из Финляндии
Аватар пользователя KLU4NIK
Опубликовано вс, 06/24/2012 - 22:27 пользователем KLU4NIK

Советский представительский автомобиль Чайка, или официально ГАЗ-13 - один из автомобилей, на которых народ ездил посредством своих представителей. Времена, нравы, и даже государства с тех пор поменялись, но в повседневном уличном движении Чайку так и не было видно. Кроме той самой, зарегистрированной в такси округа Оулу (город в северной Финляндии прим. переводчика), в которой, по слухам, установлен Трейдеровкий дизель…


История Чайки на примере машины из Финляндии (10 фото)

Конечно же, у Союза Советских Социалистических Республик должен был быть свой представительский автомобиль. Министрам, высокопоставленным чиновникам и важным функционерам Коммунистической партии великой и могущественной державы негоже было передвигаться на звездных экипажах (намек на Мерседес - прим. переводчика тут и далее), не говоря уже о "долларовых улыбках" (т.е. американских автомобилях - п.п.). То же касалось и представителях СССР за рубежом.
Был у советов, конечно, 7-местный лимузин ЗИС-110. О его происхождении ходит молва, что автомобиль основан на подаренном Фрэнклином Рузвельтом в 1942 году Иосифу Сталину Пакард Супер Эйте (Packard Super Eight). С той разницей, что ЗИСовские болты миллиметровые, а не дюймовые, как у Пакарда. Шестилитровая рядная восьмерка, как и остальная техника ЗИСа, родом из 1930-х годов, включая и парадный вид машины. Всего к 1959 году выпустили 2089 автомобилей этой марки. Да и не был он точной копией Пакарда.
Более поздний ЗИМ тоже к концу 1950-х годов начал выглядеть устаревшим, хоть и был первым в мире лимузином с тремя пассажирскими рядами и несущим кузовом. У него было предостаточно хронических недостатков: тяжелое управление, немощные тормоза, слабая передняя подвеска, слабая печка, плохая устойчивость кузова к коррозии и высокий уровень шума сзади кабины - т.е. крайне неподходяще именно там, где сидели важные пассажиры. ЗИМов выпустили с 1950 по 1959 гг. более 21000 штук, в Финляндии они стали знакомы в основном как такси.
От устаревшего внешнего вида ЗИМа пора было избавляться, и требования в отношении мощности, ходовых качеств и комфорта были сформированы. Был размещен заказ, или, точнее, приказ, на производство нового большого представительского автомобиля.
Новое направление начали искать, и вскоре нашли. Горьковский автозавод закончил первый прототип представительской машины министерского уровня в 1957, и автомобили, предназначенные для непосредственно ходовых испытаний, были готовы в 1958 году. Для автоконструирования тех десятилетий график был очень скорый.
К мелкосерийному производству приступили 16 января 1959 года. Уже до этого прототип Чайки и Волга М-21 были показаны на всемирной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе. Там Чайка получила Гран-При за достижения конструкторов и дизайнеров. Начало производства также приблизительно совпало с XXI съездом КПСС. Горьковский автозавод вручил съезду один экземпляр Чайки в качестве "рабочего подарка"
Чайка со всеми инновациями была значительным шагом вперед для автомобильной промышленности Советского Союза. В течение 1959 года она экспонировалась на многих международных выставках: Брно, Будапешт, Лейпциг, Женева и даже Нью-Йорк. На родине она была выставлена в павильоне машиностроения на ВДНХ.

История Чайки на примере машины из Финляндии (10 фото)

Рождение Чайки
В конструировании своих представительских машин, СССР следовал американской концепции автомобилестроения. На это, несомненно влияли и требования конечных пользователей. В 1950-х годах лидеров СССР прельщали большие моторы V8, автоматическая трансмиссия, большие окна и выразительные формы кузова. В 1955 году СССР закупил в качестве образцов 2 Пакарда - Патриция и Карибеа. Специалисты НАМИ, заводов ГАЗ и ЗИЛ, разобрали машины на детали и пристально их изучили. В 1956 году работа по созданию нового представительского автомобиля началась "с чистого листа".
Горьковский автозавод получил распоряжение создать автомобиль "министерского" уровня. В то время завод носил имя народного комиссара и министра иностранных дел Молотова, и назывался ЗИМ. После поражения сталинистов Молотов попал в Опалу и заводу вернули его первоначальное название, ГАЗ. Таким образом и Чайка получила индекс ГАЗ-13.
Номер 13 считался несчастливым, но настоящим коммунистам не пристало быть суеверными. Наряду с модельным номером, машина получила имя Чайка, по славянской традиции искать во всем сравнительность. Автомобиль, перевозящий важных пассажиров, должен был быть на класс выше, чем предшественник. А чайка парит над просторами волги - легко!. Ответственная за экспорт автомобилей организация, Автоэкспорт, предлагала в своем буклете несколько более романтическую трактовку. Горьковчане, живущие на берегу могучей реки Волги, восхищаются скольжением чайки над гладью реки. Так что имя Чайка родилось как бы само собой.
История автомобилестроения нашего восточного соседа очень хорошо и объективно задокументирована. Это говорит увлекающийся автомобильной историей Тимо Лайтинен, который собрал целую тематическую библиотеку, многие книги в которой из России и СССР. Тимо любезно выяснил, кто отвечал за разработку Чайки, обратившись к двум книгам: С.В. Канунников "Отечественные легковые автомобили" (2009) и Лев Шугуров "Автомобили России и СССР, часть 2-я" (1994). Согласно им, движущей силой группы конструкторов были Б.С.Соловьёв, Н.А. Юшманов, Н.Г. Мозохин. В качестве "дизайнера" упоминается Л.М.Еремеев.
В американских машинах уже многие годы использовались многоцилиндровые V-образные моторы. Советский представительский
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.